Рабочая программа педагога- психолога Шабловской А.Н. на 2015-2016 учебный год

Содержание

 

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3
  2. ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 20

III. СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

(компонент ДОУ) 28

IV ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОМУ КОМПОНЕНТУ 29

  1. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ 31
  2. СИСТЕМА МОНИТОРИНГА 33

VII. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и на основании Положения о службе практической психологии в системе образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ № 636 ОТ 22. 10. 1999 ГОДА.

Содержание рабочей программы соответствует федеральным государственным требованиям (п. 2 ст.7 Закона Российской Федерации «Об образовании»), образовательным стандартам и требованиям;

целям и задачам образовательной программы учреждения.

ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ  ПРОГРАММЫ:

 

Содействовать созданию условий для формирования и укрепления физического и психического здоровья детей, комфортного и благоприятного климата в детском саду.

 

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

  1. Способствовать становлению ценностей здорового образа жизни у детей.
  2. Формировать у детей разнообразные доступные их возможностям способы познания окружающего мира, обеспечивающие его целостную картину  на основе развития любознательности, инициативности, самостоятельности для повышения компетентности в разных видах детской деятельности.
  3. Способствовать становлению базовых свойств личности детей: самооценки и образа «Я», эмоционально-потребностной сферы, нравственных общечеловеческих ценностей, смыслов и установок, социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.
  4. Осуществлять сотрудничество с семьями воспитанников, используя разнообразные инновационные формы работы с целью создания единого пространства для гармоничного и всестороннего развития ребенка.
  5. Способствовать повышению уровня психологической грамотности педагогов, компетентности в области психолого-педагогических знаний о закономерностях развития ребенка.

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ:

  • Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000г. №751;
  • Концепция модернизации российского образования  на период до 2010 года (одобрена распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. № 1756-р)
  • Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено);
  • Концепция дошкольного воспитания;
  • Программа развития образования до 2020 года.
  • Закон Российской Федерации «Об образовании».
  • Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утверждено Постановлением Правительства от 12.10 2011 г. № 2562.
  • СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»
  • ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН от 23.10.1995 N 28-ОЗ (ред. от 19.05.2008) «О ЗАЩИТЕ ПРАВ РЕБЕНКА»
  • Профессиональный стандарт педагога. Концепция.
  • Правила внутреннего трудового распорядка;
  • Положение об общем собрании трудового коллектива;
  • Положение о системе оплаты труда;
  • Положение о родительском комитете;
  • Положение  о Совете педагогов;
  • Положение о Совете Учреждения
  • Положение  о  премировании и других видах материального поощрения и стимулирования сотрудников;
  • Положение о психологической службе;
  • Положение о психолого-медико-педагогической комиссии.
  • Положение о рабочей программе педагога ДОУ
  • Программа развития ДОУ на 2014-2018 гг.

 

Информация о возрастных и индивидуальных особенностях детей дошкольного возраста в группах общеразвивающейнаправленности как основание проектирования воспитательно-образовательного процесса
Сфера развития детей Возрастные особенности детей Индивидуальные особенности детей
Физическое развитие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социально-личностное развитие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательно-речевое развитие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Художественно-эстетическое развитие

 

 

 

 

Характеристика возрастных возможностей детей младшего дошкольного возраста (4 год жизни) Индивидуальные особенности детей (4 года)
Происходит рост и развитие детского организма, совершенствуются физиологические функции и процессы. Активно формируется костно-мышечная система. Интенсивно развиваются моторные функции. Моторика выполнения движений, характеризуется более или менее точным воспроизведением структуры движения, его фаз, направления и т.д. Двигательная активность детей характеризуется достаточно высоким уровнем самостоятельности действий. Движения имеют преднамеренный и целеустремленный характер. Возникает интерес к определению соответствия движений образцу. Дети стремятся к новым сочетаниям движений, испытывают желание попробовать свои силы в более сложных видах деятельности, но вместе с тем им свойственно неумение соизмерять свои силы со своими возможностями, неустойчивость волевых усилий по преодолению трудностей.

В этот период высока потребность ребенка в движении (его двигательная активность составляет не менее половины времени бодрствования). Ребенок начинает осваивать основные движения, обнаруживая при выполнении физических упражнений стремление к целеполаганию (быстро пробежать, дальше прыгнуть, точно воспроизвести движение и др.). 3-4 года – также благоприятный возраст для начала целенаправленной работы по формированию физических качеств  (скоростных, силовых, координации, гибкости, выносливости).

То или иное эмоциональное состояние ребенка проявляется в индивидуальной манере движения, называемой выразительной моторикой (мимика, пантомимика). Большая часть тех внешних проявлений эмоциональной сферы в движении, характеризует так называемый эмоциональный фон ребенка (его эмоциональное отношение к миру вообще, будь то мир людей или предметов), его чувствительность (одно и то же событие у кого-то вызывает переживания» а кого-то оставляет равнодушным), глубину эмоциональных переживаний, подвижность эмоции в движении. Начинает развиваться самооценка при выполнении физических упражнений, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя.

В данной возрастной  группе 23 ребёнка – 6 мальчиков, 17– девочек.. Все дети физически развиты, отклонений в физическом  развитии не имеют. Двигательная активность детей высокая и  составляет не менее половины времени бодрствования. Дети активны, любят играть в подвижные игры, соревноваться кто быстрее. Движения детей уже имеют целенаправленный характер, они  стремятся подражать взрослым.
В возрасте 3-4 года ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Для детей характерны развитие индивидуальных действий, игра рядом, т.е. дети играют в одиночку, но приглядываясь и интересуясь действиями других. Но к 4 годам дети уже могут объединяться в небольшие группки, по 2 — 3 человека, для разыгрывания простейших сюжетно-ролевых игр. Такие игровые объединения весьма неустойчивы (продолжительность взаимодействия детей колеблется в среднем от 3 до 10 минут) и ситуативны. Игры с правилами только начинают формироваться.

Непосредственно в самой игре дети чрезвычайно редко обращаются друг к другу от своего имени и, адресуясь к конкретному ребенку, т.е. у них отсутствуют ролевые высказывания.

В этом возрасте ребенок начинает осваивать гендерные роли и гендерный репертуар: девочка-женщина, мальчик-мужчина. Он адекватно идентифицирует себя с представителями своего пола, имеет первоначальные представления о собственной гендерной принадлежности, аргументирует ее по ряду признаков (одежда, предпочтения в играх, игрушках, прическа и т.д.). В  этом возрасте  дети дифференцирует других людей по полу, возрасту; распознают детей, взрослых, пожилых людей как в реальной жизни, так и на иллюстрациях. Начинают проявлять интерес, внимание, заботу по отношению к детям другого пола.

Развивается потребность в доверительном отношении к взрослому и способность почувствовать его эмоциональное состояние (радостное, восторженное, печальное, спокойное, рассерженное и т. д.), понять причину изменения настроения.

Дети стали  более самостоятельны, многие уже овладели навыками самообслуживания – умеют  самостоятельно есть, одеваться, раздеваться, умываться, пользоваться носовым платком, расческой, полотенцем, отправлять свои естественные нужды. Любят выполнять небольшие трудовые поручения. Играя, дети объединяются в небольшие группы. Любят играть в такие сюжетно-ролевые  игры как «Семья», «Больница», игра у детей  носит подражательный характер.

Дети в группе стали чаще и охотнее вступать в общение со сверстниками и с взрослыми. Любят рассказывать,  что видели,  о своем доме, своей семье.

Неумение объяснить свои действия партнеру по игре, договориться с ним, приводит у некоторых детей  к конфликтам, которые эти  дети не в силах самостоятельно разрешить. Конфликты чаще всего возникают по поводу игрушек. Мальчики в игре более общительны, отдают предпочтение большим компаниям, девочки предпочитают тихие, спокойные игры, в которых задействовано 2-3 подруги.

Речь детей стала понятнее, значительно увеличился  и обогатился словарный запас. В группе есть дети,  имеющие дефекты звукопроизношения, в дальнейшем им потребуется помощь логопеда.

У большинства детей накоплен  определенный запас представлений о разнообразных свойствах предметов, явлениях окружающей действительности и о себе самом. Не все дети, но многие  знают основные цвета  (красный, желтый, зеленый, синий). Если перед детьми  выложить карточки разных цветов, то по просьбе взрослого они  могут выбрать 3–4 цвета по названию,  и 2–3 из них самостоятельно назвать. – таких детей больше половины. Многие дети могут верно выбрать формы  предметов (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) по образцу, но  еще путают  овал и круг, квадрат и прямоугольник.

В основном дети умеют отвечать на простые вопросы, используя форму простого предложения. Высказывается в 2-3 предложениях об эмоционально значимых событиях. Многие начинают использовать в речи сложные предложения. Девочки по всем показателям развития (артикуляция речи, словарный запас, беглость речи, понимание прочитанного, запоминание увиденного и услышанного) превосходят мальчиков.

У детей  в ситуации взаимодействия с взрослым стал  формироваться интерес к книге и литературным персонажам. Дети любят слушать новые произведения, но уже известные тексты по-прежнему вызывают интерес. Больше всего дети любят слушать сказки, сопереживают персонажам сказок, рассказов, историй.

Общение ребенка в младшем дошкольном возрасте ситуативно, инициируется взрослым, неустойчиво, кратковременно. Их больше интересует процесс деятельности, чем конечный результат.

В речевом развитии – повышенная чувствительность к языку, его звуковой и смысловой стороне.

Возникает и развивается новая форма общения со взрослым — общение на познавательные темы, которое сначала включено в совместную со взрослым познавательную деятельность. На основе совместной деятельности — в первую очередь игры — формируется детское общество. Уникальность речевого развития детей в этом возрасте состоит в том, что в этот период ребенок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой стороне. В младшем дошкольном возрасте осуществляется переход от исключительного господства ситуативной (понятной только в конкретной обстановке) речи к использованию и ситуативной, и контекстной (свободной от наглядной ситуации) речи. Познавательное развитие продолжается по следующим основным направлениям: расширяются и качественно изменяются способы и средства ориентировки ребенка в окружающей обстановке, содержательно обогащаются представления и знания ребенка о мире.

В развитии познавательной сферы расширяются и качественно изменяются способы и средства ориентировки ребенка в окружающей обстановке. Формирование символической функции способствует становлению у детей внутреннего плана мышления.

Формируются качественно новые свойства сенсорных процессов: ощущение и восприятие. Ребенок, включаясь в разные виды деятельности (игру, конструирование, и др.), учится более тонко различать отдельные признаки и свойства предметов. Совершенствуется фонематический слух, цветоразличение, острота зрения, восприятие формы предметов и др. Восприятие постепенно вычленяется из предметного действия и начинает развиваться как самостоятельный, целенаправленный процесс со своими специфическими задачами и способами. Зрительное восприятие становится в дошкольном возрасте одним из основных процессов непосредственного познания предметов и явлений. Рассматривая новые предметы (растения, камни и т. д.), ребенок не ограничивается простым зрительным ознакомле­нием, а переходит к осязательному, слуховому и обонятельному восприятию. Действия восприятия развиваются благодаря усвоению системы сенсорных эталонов (цветов спектра, геометрических форм и др.).

Ведущее значение в развитии сенсорных процессов ребенка — приобретает речь. Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. Развивается наглядно-действенное мышление.

Ребенок ориентируется в окружающем не только на основе восприятия. Важную роль в данном процессе начинают играть образы памяти. Память и внимание ребенка носит непроизвольный, пассивный характер. Запоминание происходит в ходе детских видов деятельности (речевое общение, активное восприятие литературных произведений и сюжетно-ролевая игра и др.).

Формирование символической функции способствует становлению у детей внутреннего плана мышления. При активном взаимодействии и экспериментировании дети начинают познавать новые свойства природных объектов и отдельных явлений — это позволяет им каждый день делать для себя «открытия».

Рассматривая объекты, ребенок, как правило, выделяет один, наиболее яркий признак предмета и, ориентируясь на него, оценивает предмет в целом. Его интересуют результаты действия, однако он еще не умеет прослеживать процесс достижения этого результата.

Способность к целеполаганию находится еще в стадии своего становления: дети испытывают значительные трудности при необходимости самостоятельно ставить новые цели. Они легко прогнозируют ход лишь тех событий, которые неоднократно наблюдали.

В младшем  дошкольном  возрасте развиваются  начала эстетического отношения к миру (к природе, окружающей предметной среде, людям). Ребенка отличает целостность и эмоциональность восприятия образов искусства, попытка понять их содержание. Ребенок с удовольствием знакомится с элементарными средствами выразительности (цвет, звук, форма, движение, жесты), различает разные виды искусства, через художественный образ, проявляет интерес к произведениям народного и классического искусства, к литературе (стихи, песенки, потешки, проза), к слушанию и исполнению музыкальных произведений. У ребенка возникает интерес к эстетическому восприятию окружающего: явлений природы, живых объектов, игрушек, предметов, появляется представление о том, что свои жизненные впечатления можно отображать в рисунке, лепке, аппликации, в движении. Появляется умение соотносить образы, использовать средства выразительности. Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет. В группе дети любят заниматься разными видами художественного творчества. Больше любят аппликацию и лепку. В рисунках у многих  детей в изображении нет деталей, работы схематичны.

Дети эмоционально реагируют на произведения изобразительного искусства.

Очень любят музыкальные занятия.

Физическое развитие Характеристика возрастных возможностей детей старшего дошкольного возраста (5 года  жизни) Индивидуальные особенности детей ( 5 года жизни)
В этом возрасте продолжается рост всех органов и физиологических систем, сохраняется высокая потребность в движении. Двигательная активность становится целенаправленной, отвечает индивидуальному опыту и интересу, движения – осмысленные, мотивированные, и управляемые. Сохраняется высокая эмоциональная значимость процесса деятельности для ребенка, неспособность завершить ее по первому требованию, совершение действий направленных на достижение отдаленного результата привлекательно, в основном, в случае интереса. Появляется способность к регуляции двигательной активности. Совершенствуются основные нервные процессы, улучшается их подвижность. В движении появляется слаженность, уверенность, стремительность, легкость. Происходит совершенствование приобретенных ранее двигательных качеств и способностей: ловкости, выносливости, гибкости, координации.

У детей появляется интерес к познанию себя, своего тела, его строения, возможностей.

У детей возникает потребность действовать совместно, быстро, ловко, в общем для всех детей темпе; соблюдать определенные интервалы во время передвижения в разных построениях, быть ведущим. Уровень функциональных возможностей повышается.

У детей начинает формироваться способность контролировать свои эмоции в движении, чему способствует освоение ими языка эмоций (гаммы переживаний, настроений).

В группе данного возраста 22 ребёнка. 12 девочек и 10 мальчиков. Все дети физически развиты, с 1 группой здоровья. Отстающих в физическом развитии нет.

У всех детей, особенно мальчиков, сохраняется высокая двигательная активность. Есть дети, которые не с первого раза могут регулировать свою двигательную активность.

Дети начинают активно играть в игры с правилами: настольные (лото, детское домино) и подвижные (прятки, салочки).

Движения у многих детей становятся слаженными, легкими, уверенными.

Дети воспитываются в основном в полных семьях – 18 детей. Трое в семье с одной мамой

Дети очень любят играть в различные виды игр. Большинство детей умеют самостоятельно организовывать игру, играть дружно со сверстниками. Но есть дети, которые не всегда могут организовать игру и в ней участвовать. Дети, которые посещают недавно детский сад, еще не совсем «освоились» и «влились» в  коллектив, поэтому часто проявляют к другим детям недружелюбное отношение. Дети без напоминания  здороваются и прощаются, говорят «спасибо» и «пожалуйста», не перебивают взрослого, вежливо обращаются к нему. Многие по собственной инициативе убирают игрушки, выполняют простые трудовые обязанности, доводят дело до конца. Но внимание у некоторых бывает неустойчивым – дети легко отвлекаются на то, что им более интересно. Почти всеми детьми хорошо освоен алгоритм процессов умывания, одевания, купания, приема пищи, уборки помещения. Дошкольники знают и используют по назначению атрибуты, сопровождающие их: мыло, полотенце, носовой платок, салфетка, столовые приборы. Освоенные  культурно-гигиенические навыки дети свободно переносят их в сюжетно-ролевую игру.

Социально-личностное развитие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательно-речевое развитие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Художественно-эстетическое развитие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физическое развитие

В игровой деятельности детей среднего возраста появляются ролевые взаимодействия.  Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли.  В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей. Возникает и развивается новая форма общения со взрослым — общение на познавательные темы, которое сначала вплетено в совместную со взрослым познавательную деятельность (например, игру, экспериментирование с предметами и игрушками, конструирование из бумаги и природного материала и др.).

В группе начинают появляться лидеры. Появляются  конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.

Дети задают взрослым множество вопросов. При этом у детей четвертого года жизни они направлены на поддержание общения со взрослым. Ответ на них иногда очевиден. Но часто в их вопросах начинает проявляться желание получить новую информацию, интерес к познанию. Вопросы и сообщения детей нацелены на выявление и демонстрирование взрослому понимания связей между предметами и явлениями.

Дети 4-5 лет имеют дифференцированное представление о собственной гендерной принадлежности, аргументируют ее по ряду признаков («Я – мальчик, я ношу брючки, у меня короткая прическа», «Я – девочка, у меня косички, я ношу платьице»). Проявляют стремление к взрослению в соответствии с  адекватной гендерной ролью: мальчик — сын, внук, брат, отец, мужчина; девочка – дочь, внучка, сестра, мать, женщина. Овладевают отдельными способами действий, доминирующих в поведении взрослых людей соответствующего гендера.

К 5 годам дети имеют представления об особенностях наиболее распространенных мужских и женских профессий, видах отдыха, о специфике поведения в общении с другими людьми, об отдельных женских и мужских качествах. В этом возрасте умеют распознавать  и оценивать адекватно гендерной принадлежности  эмоциональные состояния и  поступки взрослых людей  разного пола.

Складывается потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребенка. Мир не только устойчив в восприятии ребенка, но может выступать как релятивный; складывающийся в предшествующий период развития условный план действия воплощается в элементах образного мышления, воспроизводящего и творческого продуктивного воображения; начинают формироваться основы символической функции сознания, развиваются сенсорные и интеллектуальные способности.

Наглядно-образное мышление становится ведущим типом мышления детей: основным средством решения задач является образ. Начинают формироваться простейшие обобщенные способы построения образа, обобщенные операции. Дети уже могут находить сходство и различие, владеют действиями объединения и упорядочивания групп предметов. Появляются представления о сохранности количества.

Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать свою небольшую сказку на заданную тему.

Эмоции ребенка все более освобождаются от импульсивности, сиюминутности. Ребенок обнаруживает способность к отождествлению себя с другими, что порождает в нем способность к обособлению от других, обеспечивает развитие индивидуальности.

Начинают формироваться представления о различных сторонах каждой из этих сфер. Речь ребенка активно перестраивает все психические процессы, становится орудием мысли. Совершенствуются умения пользоваться установленными формами вежливого обращения. Вступая в речевые контакты со взрослым, сверстниками, дети осваивают диалоговую речь. Развивается грамматическая сторона  речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной.

Конструирование усложняется. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

У детей в группе появилась большая потребность в общении, познании, самостоятельности. Дети в группе эмоциональны, активны, интересуются миром взрослых, миром животных, явлениями природы, любят фантазировать на разные темы. Дети с удовольствием слушают сказки, оценивают поступки героев. Но есть  и пассивные слушатели.

Есть дети, которые  используют  средства интонационной речевой выразительности, могут  регулировать силу голоса, интонацию, ритм, темп речи в зависимости от ситуации общения. В  развитии речи произошли значительные изменения. В большинстве своем дети  уже четко произносят все звуки родного языка. Речь стала более связной и последовательной. Большинство детей могут пересказать литературное произведение, рассказать по картинке, описать характерные особенности той или иной игрушки, передавать своими словами впечатления из личного опыта и вообще самостоятельно рассказывать.

Важным показателем развития ребенка-дошкольника является изобразительная деятельность. У большинства детей  круг изображаемых предметов уже  довольно широк. В рисунках стали появляться детали.  Дети могут менять замысел детского рисунка  по ходу изображения. Большинство детей владеют простейшими техническими умениями и навыками. Могут своевременно насыщать ворс кисти краской, промывать кисть по окончании работы, смешивать на палитре краски. Большинство детей начинают использовать  цвет для украшения рисунка. Могут раскатывать пластические материалы круговыми и прямыми движениями ладоней рук, соединять готовые части друг с другом,  украшать вылепленные предметы, использовать стеку.

У ребенка появляется желание выражать интерес к проявлению прекрасного, он продолжает осваивать способы выразительности, на основе восприятия общего характера произведения, эмоционально-ярко откликается на произведения народного и классического искусства. Благодаря возросшей самостоятельности и накопленному опыту взаимодействия с окружающим миром, ребенок становится активным участником творческой продуктивной деятельности.

На пятом году жизни ребенок осознаннее воспринимает произведения художественно-изобразительно-музыкального творчества, легко устанавливает простые причинные связи в сюжете, композиции и т.п., эмоционально откликается на отраженные в произведениях искусства действия, поступки, события, соотносит увиденное со своими представлениями о красивом, радостном, печальном, злом, безобразном и т.д. у ребенка появляется желание делиться своими впечатлениями от встреч с искусством, со взрослым и сверстниками.

Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеить изображения на бумагу и т.д.

Характеристика возрастных возможностей детей старшего дошкольного возраста (6-7 год жизни) Индивидуальные особенности детей (6-7 года жизни)
У детей 6-7 лет продолжается процесс окостенения скелета. К концу дошкольного возраста скелет ребенка становится более крепким, поэтому он может выполнять различные движения, которые требуют гибкости, упругости, силы. Его тело приобретает заметную устойчивость, чему способствует усиленный рост ног. Ноги и руки становятся не только более сильными, но и значительно более выносливыми, подвижными, ловкими. В этом возрасте дети уже могут совершать довольно длительные прогулки, долго бегать, прыгать без большого утомления, выполнять более сложные трудовые поручения и физические упражнения. Этому способствует развитие крупной и мелкой мускулатуры.

Совершенствуются ходьба, бег, шаги становятся равномерными, увеличивается их длина, появляется гармония в движениях рук и ног. Ребенок способен быстро перемещаться, ходить и бегать, держать правильную осанку. По собственной инициативе дети могут организовывать подвижные игры и простейшие соревнования со сверстниками. В этом возрасте дети овладевают прыжками на одной и двух ногах, способны прыгать в высоту и в длину с места и с разбега при скоординированности движений рук и ног (зрительно-моторная координация девочек более совершенна). Могут выполнять разнообразные сложные упражнения на равновесие на месте и в движении, способны четко метать различные предметы в цель. В силу накопленного двигательного опыта и достаточно развитых физических качеств дошкольник этого возраста часто переоценивает свои возможности, совершает необдуманные физические действия.

Старший дошкольник способен различать, с одной стороны, воздействия, поступающие из внешнего мира (сигналы, указания, движения), с другой стороны — реакции на них, например, собственные движения и действия.

Шести-, семилетние дети значительно точнее выбирают движения, которые им надо выполнить. У них обычно отсутствуют лишние движения, которые часто наблюдаются у детей трех- пяти лет ребята уже самостоятельно, без специальных указаний со стороны взрослого (воспитателя), производят многие из них, могут выполнять ряд движений и более сложных движений в определенной последовательности, контролируя их изменяя.

Возможность произвольно регулировать свои движения является наиболее существенным показателем физического развития старшего дошкольника.

Происходит расширение спектра эмоций и их углубление, обогащение выразительных движений, по которым эти эмоции распознаются.

У детей формируются предпосылки к учебной деятельности, они умеют «слушать и слышать», «смотреть и видеть», осуществлять самоконтроль и самооценку при выполнении физических упражнений. Старший дошкольник уже способен достаточно адекватно оценивать результаты своего участия в подвижных, спортивных играх соревновательного характера. Удовлетворение полученным результатом доставляет ребенку радость, способствует эмоциональному благополучию и поддерживает положительное отношение к себе («я хороший, умелый, сильный, ловкий» и т.д.).

Со взрослыми и сверстниками устанавливаются отношения сотрудничества и партнерства.

Старшую  группу  посещают 23 ребёнка, 12 девочек и  11мальчиков. 1 – ребёнок из неполной семьи. Все дети физически развиты, умеют держать осанку, движения рук и ног  скоординированы.

Дети любят играть в различные подвижные,  спортивные игры и упражнения.

В подготовительной группе  22 ребёнка, из них  12 мальчиков и 11 девочек. В группе  2 детей воспитываются в неполных семьях. Все дети физически здоровы, отклонений в развитии детей нет. Все дети с удовольствием бегают, прыгают, лазают, умеют видоизменять раннее усвоенные движения применительно к новым условиям. Детские движения у всех детей стали приобретать произвольный характер.

Почти все дети  способны к освоению сложных движений: могут пройти по неширокой скамейке и при этом даже перешагнуть небольшое препятствие; умеют отбивать мяч о землю одной рукой несколько раз подряд, прыгать на скакалке и т.д..  Движения у мальчиков – более порывистые, у девочек – мягкие, плавные, уравновешенные. У детей активно формируется осанка,  появляется правильная манера держаться.

Социально-личностное развитие В сюжетно-ролевых играх дети начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые сюжетные ситуации, например свадьбу, день рождение, болезнь и т.д. Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый замысел.

Неудовлетворенность потребности ребенка в общении со взрослым может привести к эмоциональной отчужденности между ними. Ребенок обращается к сверстнику с элементарными предложениями, просьбами и оценивает его поступки. Резко возрастает потребность в общении со сверстниками. На основе совместных игр возникает детское общество.

Ребенок начинает осознавать свое положение среди сверстников. Развиваются коммуникативные умения: приветливо здороваться и прощаться, называть другого по имени, по названию роли. В общении со взрослыми и сверстниками происходит становление образа «Я».

В этом возрасте дети владеют обобщенными представлениям (понятиями) о своей гендерной принадлежности, устанавливают взаимосвязи между своей гендерной ролью и различными проявлениями  мужских и женских свойств (одежда, прическа, эмоциональные реакции, правила поведения, проявление собственного достоинства). К семи годам испытывают чувство удовлетворения, собственного достоинства в отношении своей гендерной принадлежности, аргументировано обосновывают ее преимущества. Начинают осознанно выполнять правила поведения, соответствующие гендерной роли в быту, общественных местах, в общении и т.д., владеют различными  способами действий  и видами деятельности, доминирующими у людей разного пола, ориентируясь на типичные для определенной культуры особенности поведения  мужчин и женщин.

Самооценка ребенка, как правило, завышена, что для маленького ребенка естественно, закономерно и является своеобразным механизмом «личностной защиты» в тех случаях, когда кто-то негативно оценивает его личностные качества. Ребенок может оценить поступок, который он совершил, с точки зрения его последствий для физического и эмоционального состояния другого человека и самого себя. У ребенка складываются интересы и ценностные ориентации, предпочтения определенных видов деятельности и способов поведения, характерные для мальчиков и девочек. С возрастом развивается адекватная оценка ребенком своих высказываний и поступков, а также собственных возможностей и достижений в различных видах деятельности (игровой, изобразительной, музыкальной, театральной и др.).

 Дети в группах  доброжелательны, эмоционально отзывчивы к переживаниям других людей, сверстников. В группе  дети очень общительны, активно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками,  принимают участие в совместных играх. Многие умеют организовывать сами игру, способны договариваться,  при этом учитывать интересы других, сдерживать свои эмоции.

При распределении детьми ролей для игры  можно иногда наблюдать и попытки совместного решения проблем («Кто будет…?»). Согласование своих действий, распределение обязанностей у детей  часто  возникает  по ходу самой игры. У старших детей стало усложняться игровое пространство  («Сцена», «Гримерная» и т.д.). Игровые действия почти у всех детей  становятся разнообразными. В играх детей, особенно девочек появились  достаточно сложные социальные события — рождение ребенка, свадьба, праздник,  день рождения и др. У мальчиков стали преобладать игра- война, армия.

Общение детей становится менее ситуативными. Они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т.д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей, умеют поддерживать разговор на интересную им тему, внимательно слушают старших.

Многие дети уже умеют дружить, есть друзья,  как среди девочек, так и среди мальчиков. В группе есть лидеры, которые могут повести за собой.

Познавательно-речевое развитие В старшем дошкольном возрасте начинают закладываться чувства ответственности, справедливости, привязанности и т.п., формируется радость от инициативного действия; получают новый толчок развития социальные эмоции во взаимодействии со сверстниками. Возникает обобщение собственных переживаний, эмоциональное предвосхищение результатов своих и чужих поступков.

Ребенок начинает ставить себя на место другого человека: смотреть на происходящее с позиции других и понимать мотивы их действий; самостоятельно строить образ будущего результата продуктивного действия.

Зарождается оценка и самооценка.

Ребенок может противостоять в известных пределах воле другого человека; развиваются приемы познавательной (в частности, воображаемое преобразование действительности), собственно волевой (инициатива, способность заставить себя сделать неинтересное) и эмоциональной (выражение своих чувств) саморегуляции. Ребенок оказывается способным к надситуативному (выходящему за рамки исходных требований) поведению.

К концу дошкольного детства ребенок формируется как будущий самостоятельный читатель. Его интерес к процессу чтения становится все более устойчивым. В возрасте 6-7 лет он воспринимает книгу в качестве основного источника получения информации о человеке и окружающем мире.

Дети способны выполнять различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и по условиям. В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумать собственные, но этому их нужно обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям – он важен для углубления их пространственных представлений. Усложняется конструирование из природного материала. У детей продолжает развиваться восприятие, образное мышление, воображение.

В старшем дошкольном возрасте происходит активное развитие диалогической речи. Диалог детей приобретает характер скоординированных предметных и речевых действий. В недрах диалогического общения старших дошкольников зарождается и формируется новая форма речи — монолог. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картине, передавая не только главное, но и детали. Совершенствуется звуковая сторона речи. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развивается фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов, в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.

Познавательные процессы претерпевают качественные изменения; развивается произвольность действий. Наряду с наглядно-образным мышлением появляются элементы словесно-логического мышления. Начинают формироваться общие категории мышления.

Старшие дошкольники проявляют большой интерес к природе — животным, растениям, камням, различным природным явлениям и др. У детей появляется и особый интерес к печатному слову, математическим отношениям. Они с удовольствием узнают буквы, овладевают звуковым анализом слова, счетом и пересчетом отдельных предметов.

Слушая чтение книг, старшие дошкольники сопереживают, сочувствуют литературным героям, обсуждают их действия.

Важно к концу дошкольного возраста заложить у ребенка основы экологической культуры — подвести его к пониманию связи человека с природной средой, познакомить с этически ценными нормами и правилами поведения в природе.

В своей речи старшие дошкольники стали  чаще использовать сложные предложения (с сочинительными и подчинительными связями). У большинства детей уже достаточно богатый словарный запас.  Дети  точно используют слова для передачи своих мыслей, представлений, впечатлений, эмоций, при описании предметов, пересказе  и т.п.

Дети очень  любят играть в настольно-печатные, дидактические игры.

Большинство детей проявляют широкую любознательность, задают вопросы на интересующие их темы, пытаются сами придумать объяснения природным явлениям, поступкам людей. Любят наблюдать, экспериментировать.  Проявляют  интерес к  познавательной литературе, графическим схемам, пытаются самостоятельно ими пользоваться.

У детей сформировано представление о форме, цвете, величине предметов. Дети не только  различают основные цвета спектра, но и их оттенки как по светлоте (например, красный и темно-красный), так и по цветовому тону (например, зеленый и бирюзовый).  Дети  различают как основные геометрические формы (квадрат, треугольник, круг и т.п.), так и их  разновидности, например, овал от круга, пятиугольник от шестиугольника, не считая при этом углы и т.п.

В группе много детей, имеющие  фонетико-фонематические нарушения речи, которые занимаются  у логопеда.

Художественно-эстетическое развитие Эстетическое отношение к миру у старшего дошкольника становится более осознанным и активным. Он уже в состоянии не только воспринимать красоту, но в какой-то мере создавать ее.

При восприятии изобразительного искусства им доступны не только наивные образы детского фольклора, но и произведе­ния декоративно-прикладного искусства, живописи, графики, скульптуры. Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. Рисунки приобретают сюжетный,  детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.

В рисовании и лепке дети передают характерные признаки предмета: формы, пропорции, цвет; замысел стано­вится более устойчивым. Дети способны создавать яркие обобщенные образные композиции, выделяя в них главное, по- казывая взаимосвязи.

В процессе декоративного рисования ребенок осознает эмоциональное стилизованное воплощение образов в декоративной росписи, что помогает в осуществлении перехода от наглядно-образного мышления к абстрактному.

Совершенствуются творческие способности детей,  художественный вкус.

Старших дошкольников отличает эмоционально яркая реак­ция на музыку. Появляется интонационно-мелодическая ори­ентация музыкального восприятия, значительно обогащается индивидуальная интерпретация музыки.

Возросшая активность, сознательность, самостоятельность ребенка позволяет ему значительно ярче проявлять себя в процессе эстетического восприятия окружающей действительности.

Дети с удовольствием слушают музыку, рассматривают картины, читают стихи, высказывают свои впечатления, эстетические суждения. Дошкольники  любят  создавать индивидуальные и коллективные рисунки, используя разные материалы и способы создания изображения.

Много  детей, которые  прекрасно поют, танцуют, инсценируют игровые песни.  В группах есть дети, которые любят  рисовать,  и способны изображать все, что вызывает у них интерес. Созданные ими  изображения становятся  похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Работы многих детей выставляются на различные конкурсы детского творчества.

 

 

 

  1. II. ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Субъекты взаимодействия Психологическое просвещение Психодиагностика Психологическое консультирование
Дети Задачи:

1. Расширение углубления знаний, направленных на самопознание.

2. Формирование осознанного отношения к социальным нормам поведения.

3. Расширение поведенческого репертуара детей.

4. Формирование у детей навыков эмоциональной, поведенческой саморегуляции.

5. Предупреждение и снижение страхов и тревожности.

6. Повышение уверенности в себе.

Задачи:

1. Раннее выявление отклонений, их коррекция и профилактика нарушений в поведении и деятельности.

2. Выявление причин и характера первичных нарушений в развитии у обследуемого ребенка, а также определение степени тяжести этого нарушения.

3. Выявление индивидуально-психологических особенностей обследуемого ребенка (личностных и интеллектуальных).

4. Определение условий воспитания ребенка.

5. Обоснование педагогического прогноза.

6. Разработка индивидуальных рекомендаций педагогам и родителям.

Родители Задачи:

1. Повышение уровня психологической грамотности родителей, компетентности в области психолого-педагогических знаний о закономерностях развития ребенка.

2. Способствовать обеспечению помощи родителям в разрешении их собственных личностных проблем, накладывающих отпечаток на характер семейного воспитания.

Задачи:

1. Осуществление выявления особенностей (трудностей) детско-родительских отношений.

2. Способствовать оптимизации семейного взаимодействия.

Задачи:

1. Эмоциональная поддержка и внимание к переживаниям.

2. Повышение психологической компетентности родителей.

3. Изменение отношения к проблеме.

4. Разрешение личных проблем родителей, накладывающих отпечаток на характер семейного воспитания.

Педагогический состав Задачи:

1. Знакомить с азами психологических знаний в области коммуникативной компетентности.

2. Способствовать развитию эмоциональной устойчивости, уверенности в себе.

3. Способствовать выработке практических навыков эффективного взаимодействия с родителями и воспитателями.

4. Способствовать овладению стратегиями правильного поведения в проблемных ситуациях.

5. Способствовать изучению и освоению способов грамотного решения конфликтных ситуаций.

6. Оказывать помощь в организации работы по проработке конкретных актуальных проблем (в формате «трудный случай»).

Задачи:

1. Способствовать самопознанию, самоанализу.

2. Способствовать профессиональному и личностному росту.

3. Способствовать созданию мер по профилактике эмоционального и профессионального выгорания.

Задачи:

1. Эмоциональная поддержка и внимание к состоянию педагогов

2. Повышение психологической компетентности педагогов.

3. Изменение отношения к проблеме.

4. Разрешение личных проблем педагогов, накладывающих отпечаток на характер профессиональной деятельности и межличностных отношений.

Участники образовательного процесса Задачи:

1. Содействовать в решении личностных проблемных ситуаций (по запросу).

2. Знакомить с азами психологических и педагогических знаний.

3. Способствовать развитию установок, обеспечивающих успешность общения с воспитанниками, родителями и сотрудниками.

Задачи:

1. Способствовать решению актуальных проблем.

2. Способствовать формированию навыков саморефлексии.

3. Активизировать саморазвитие.

Задачи:

1. Эмоциональная поддержка.

2. Разрешение личных и межличностных проблем.

Руководители образовательного учреждения Задачи:

1. Содействовать культуре разрешения конфликтов.

2. Способствовать формированию ресурсов для разрешения конфликтных ситуаций.

3. Содействовать формированию компетентного коллектива

Задачи:

1. Способствовать решению актуальных проблем.

2. Содействовать разработке и решению концептуальных задач деятельности ДОУ.

3. Содействовать в решении кадровых вопросов

Задачи:

1. Разрешение конфликтов, возникающих в образовательном учреждении.

2. Содействовать минимизации процесса эмоционального сгорания педегогов.

3. Предотвращение проблемы наличия «случайных»  кадров в ДОУ.

Органы государственной службы Задачи:

1. Содействие в разрешении проблем, связанных с семейными конфликтами (по запросу).

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

 

Пояснительная записка

 

Формы работы по психологическому просвещению разнообразны: это лекции и беседы, проводящиеся на родительских собраниях, педсоветы, педчасы, групповые и индивидуальные консультации, подготовка памяток, подбор распространение психологической литературы и т.п.

Задачи:

  1. Повышение уровня психологической грамотности родителей, компетентности в области психолого-педагогических знаний о закономерностях развития ребенка.
  2. Особую направленность в работе с родителями, воспитывающих детей с нарушениями в развитии, составляет разрешение их собственных личностных проблем, накладывающих отпечаток на характер семейного воспитания.

Темы лекций, бесед, консультаций могут варьироваться в зависимости от конкретных условий, запросов, но некоторые из них являются стандартными:

  • психологические особенности детей разных дошкольных возрастных групп;
  • возрастные кризисы развития и условия, способствующие их благополучному разрешению;
  • влияние семейных взаимоотношений на психическое развитие ребенка;
  • особенности детей с ММД, рекомендации по воспитанию детей с гиперактивностью и дефицитом внимания;
  • адаптация ребенка к детскому учреждению.

ПСИХОДИАГНОСТИКА

 

Пояснительная записка

При осуществлении непосредственного консультативного приема психолог должен собрать и проанализировать информацию об особенностях взаимоотношений родителей и детей. Для этого существуют различные диагностические средства.

В настоящее время имеется большое количество методик исследования детско-родительских отношений. Методики подразделяются на стандартизированные и проективные.

Каждая из методик может быть наиболее оптимальной в каком-либо конкретном случае (в зависимости от степени открытости человека, его возраста, стиля сложившихся взаимоотношений со специалистом и т.п.). Но факты, полученные при выполнении одной проективной техники, должны быть подтверждены или опровергнуты с помощью другой.

В ходе исследования детско-родительских отношений специалистами различных областей науки был выявлен ряд аспектов, позволяющих «рисовать» наиболее полную картину отношений между детьми и родителями:

  • реальное взаимодействие родителя с ребенком;
  • отношение к ребенку, основанное на неосознанной мотивации родителя;
  • отношение к ребенку, сформированное в ходе рефлексии.

Данное триединство находится под влиянием ряда факторов:

  1. Особенности личности родителей и форм их поведения.
  2.  Психолого-педагогическая компетентность родителей, уровень их образования.
  3. Эмоционально-нравственная атмосфера в семье.
  4. Диапазон средств воспитательного воздействия.
  5. Степень включенности ребенка в жизнедеятельность семьи.
  6. Учет актуальных потребностей ребенка и степень их удовлетворения.

Цель: выявление особенностей (трудностей) детско-родительских отношений с целью их оптимизации.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

Пояснительная записка

Одним из важнейших направлений психологической помощи является консультативная работа.

Цель:

  1. Наметить пути улучшения социальной ситуации развития ребенка.
  2. Определить условия коррекции его личностных качеств.
  3. Определение рекомендаций по установлению правильных взаимоотношений в семье.
  4. Осуществление контроля за ходом психического развития ребенка.

Задачи:

  1. Эмоциональная поддержка.
  2. Повышение психологической компетентности родителей.
  3. Изменение отношения к проблеме.
  4. Разрешение личных проблем родителей, накладывающих отпечаток на характер семейного воспитания.

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

С РОДИТЕЛЯМИ (проводится по запросу родителей)

 

Пояснительная записка

Успешность коррекционной работы, направленной на формирование адекватного типа семейного воспитания (в случае его нарушений), во многом определяется особенностями родительской позиции.

Работа с родителями осуществляется в двух формах – индивидуальной (также возможна форма работы в диаде «родитель-ребенок») и групповой.

При использовании индивидуальной формы работы у родителей формируются навыки сотрудничества с ребенком и приемы коррекционно-воспитательной работы с ним.

При групповой форме даются психолого-педагогические знания об основах воспитания ребенка в семье, педагогические технологии взаимодействия родителей с ребенком.

Цель:

  1. Развитие эмоциональных отношений между членами семьи.
  2. Оказание помощи родителям в процессе воспитания и развития ребенка.

Задачи:

  1. Психолого-педагогическое просвещение матерей по вопросам воспитания и развития детей дошкольного возраста.
  2. Развитие социальных и коммуникативных умений у детей, путем взаимодействия с детьми и взрослыми.

Предполагаемые результаты:

  • овладение некоторыми приемами взаимодействия с ребенком раннего возраста;
  • умение замечать и принимать индивидуальные проявления ребенка;
  • умение уважать желания и потребности детей;
  • умение быть активным соучастником ребенка в его деятельности;
  • расширение знаний, касающихся игр, упражнений и других видов взаимодействия с детьми.

КОРРЕЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ (проводится по обращению родителей)

 

Пояснительная записка

 

Данное напрвление деятельности организуется в соотвествии с ООП дошкольного образования МБДОУ « Браженский детский сад»  исходя из запросов участников образовательного процесса (педагогов, специалистов и родителей)

1) Коррекционные мероприятия для детей с логопедическими нарушениями (общее недоразвитие речи, фонетико-

фонематическое недоразвитие речи, заикание)

 

Индивидуальная психологическая помощь. Выявление проблем психологического характера, связанных с логопедическими проблемами и их коррекция. По плану психолога (по запросу) Психолог, логопед, воспитатель.

2) Коррекционные мероприятия для соматически ослабленных детей (часто болеющие дети)

 

Индивидуальная работа психолога. Выявление психологических проблем, коррекция недостатков в развитии. По плану психолога. (по запросу) Психолог, воспитатель.

Психологическое  сопровождение  ребенка с ограниченными возможностями здоровья (по необходимости)

 

Педагог-психолог Психологическая  диагностика. Консультирование,  психотренинг, психокоррекция, психотерапия, разработка рекомендаций другим специалистам по организации работы с ребенком с учетом данных психодиагностики. Беседы с родителями о психических особенностях раз- вития ребенка, консультации по организации коррекции недостатков развития.

III. СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

(компонент ДОУ)

Образовательная  деятельность проводится в виде кружка и находит свое отражение в сетке непосредственно — образовательной деятельности в старшей и подготовительной группах детского сада.

В старшей группе образовательная деятельность ведется по программе С.И. Семенаки «Уроки добра» и носит форму познавательно-развивающих встреч.

Цель: формирование осознанного отношения детей к социальным нормам поведения, содействие формированию благоприятного эмоционально-психологического климата в ближайшем социальном окружении ребенка (в детском саду и дома).

Частота проведения встреч: 1 раз в неделю (по подгруппам).

Общее количество встреч: 10.

В подготовительной к школе группе проводится работа по развивающей программе Н.П. Слободянник «Я учусь владеть собой».

Цель:

  • профилактика школьной дезадаптации;
  • формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки у детей подготовительной к школе группы;
  • формирование умений по преодолению трудностей.

Частота проведения занятий: 1 раз в неделю (по подгруппам).

Общее количество занятий: 14

IV ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОМУ КОМПОНЕНТУ

В работе педагога-психолога